07.11.202318:01Эксклюзив
DJ Slon — о пути на Олимп, будущем музыки и современных трендах
© Глеб Звезда / Фото
Под треки Dj Slon танцевала вся страна. Его хиты "А ты меня любишь? Ага", "Финская полька", "Ай диги-дай" и другие прочно заседали в головах. Без них не обходилась ни одна дискотека в начале нулевых. Александер Альберт рассказал редакции RaketaNews о своем творческом пути в мир электронной музыки. А также обсудил современных артистов, назвал жанры будущего и поделился творческими планами.
Почему именно электронная музыка?
— Я изначально начинал свое обучение с игры на клавишных. А там за ними и первые синтезаторы. Вот вам и первый шаг к "электронке". Вообще, электронная музыка всегда меня волновала. Первый синтезатор у меня появился классе в шестом, или седьмом. в 1984 году. Это был культовый синтезатор "Аэлита". Это такой моносинтезатор, который меня здорово продвинул в моменте звука. Мне хотелось понять, что такое звук, как его можно синтезировать. Такая, знаете, магия!
Я экспериментировал. Брал музыку, в которой сочетались обычные акустические сигналы и сигналы, которые можно синтезировать, сэмплировать. Так что, синтезатор и семплер дали мне дорогу в электронную музыку, а она в свою очередь дала мне дорогу в композиторство вообще.
А параллельно с написанием своих треков, я с головой ушел в хаус, вообще в электронику. Слушал, кайфовал! Стал играть в клубах. Так что, электроника — моя жизнь. Как бы это пафосно ни звучало.
Как вы попали в музыку — с детства, или позже?
— Вы знаете, я в музыке оказался, наверное, еще до рождения. Мама у меня директор музыкальной школы. Поэтому музыка была вокруг с самого рождения. А в три года мама усадила меня за фортепьяно и сказала: "пробуй, пробуй, играй!" Она говорила: "Как бы ни случилось у тебя в жизни, ты все равно будешь уметь играть! Поверь, даже если это не станет твоей профессией, в жизни тебе это пригодится!" И мама оказалась права! Даже более чем! Музыка стала моей жизнью! Помимо фортепьяно и вообще клавишных, я играл на ударных, на гитаре. В 6-7 лет я уже играл произведение в музыкальной школе. Всегда импровизировал. Страшно не любил ноты, не любил читать с листа, постоянно импровизировал в голове. Еще в детстве я был очень болезненным ребенком. Часто болел. Не ходил школу, весна — вообще почти всегда выпадала. Единственным стимулом, что ли, отдушиной такой, у меня была игра на фортепьяно. Я очень много слушал музыку, и я очень много играл. Я пытался играть эту музыку.
В чем различие отечественной клубной музыки от американской, английской и других иностранных?
— Клубная музыка она сейчас интернационализировалась. Многое, очень многое, зависит от таланта того, кто пишет. Конечно, круто, когда есть дорогие технические приборы, но на самом деле, в Сети сейчас столько программ, плагинов… Было бы желание. Тем более благодаря современным технологиям, прежде всего интернету, клубные композиторы могут спокойно совместно работать, делать крутую музыку, даже живя на разных континентах. И мало того, композитор (в клубной музыке это называется продюсер) может сегодня жить в небольшом провинциальном городке и работать вообще не в музыкальной индустрии, а завтра уже номинироваться и даже получать Grammy! Как, например, парень Imanbek, который работал, чуть ли на железной дороге в небольшом городке в Казахстане, а теперь он обладатель Grammy!Так что, сейчас, хотя бы в этом направлении у нас мир во всем мире!
© Глеб Звезда / Фото
DJ Slon — о пути на Олимп, будущем музыки и современных трендах
Столь же велико отличие поп-сцены в наших странах?
— А вот тут, к сожалению, отличие присутствует. Не знаю даже, почему так. Может, на западном рынке больше вариантов показывать разную музыку, может что. Но там постоянно экспериментируют. Постоянно поваляются новые, если не стили и течения, то, хотя бы какие-то новые музыкальные темы. Что-то приходит из этники, что-то новое выдумывают. У каждого практически артиста свой уникальный саунд-рисунок, свои фишки. Наши же поп-артисты почему-то стремятся сходить по какой-то одной протоптанной дорожке. Используют так называемую "золотую линию", хитовую схему из четырех аккордов. И ее и обкатывают. Вот как раньше, в восьмидесятых, девяностых, все использовали одну и ту же гармоническую сетку, то же самое происходит и сейчас. То есть, люди не парятся, люди покупают биты, очень схожие по своему звучанию и зачастую новых исполнителей очень сложно отличить друг от друга, потому что они звучат одинаково. На западе больше смешения культур. Все это вкупе дает больший колорит, нежели отечественная субкультура, потому что наши ребята бегут за быстрым хлебом, за быстрыми "горячими пирожками", а там люди больше творят и делают для того, чтобы выразить себя. За счет микса разных культур, разных звуков и получается что-то новое. Такая музыка ротируется, тиражируется, она очень вкусно подается, и там плеяда талантливейших музыкантов, которые выделяют именно какие-то очень яркие вещи, на который в итоге и ориентируется чейн-стрим.
Выступали ли вы именно как диджей, с миксами в клубах? Что нравится больше — сцена или пульт?
— Конечно как диджей я часто выступал и выступаю. Но вот выбрать, что мне больше нравится? Очень сложно, честно. Во-первых и выступление за пультом и выступление как музыкант на сцене — это прежде всего работа с публикой, с людьми. Это нереально круто! Когда я выступаю как исполнитель у меня есть задача — поднять своими песнями настроение публике. И очень круто, когда я вижу результат. Недавно на вступлении почти всем моим песням подпевал почти двадцатитысячный зал! Это очень круто! При этом, когда ты играешь как диджей — задача ничуть не меняется. Только ты заводишь народ не своими хитами, а треками разных исполнителей! Для диджея важно отсканировать танцпол в первые 5 минут. Понять, какую музыку им ставить, чтоб зашло. Понять, как с ними дальше работать, в каком направлении — это очень трудная задача, но она очень приятная. Если человек обладает такими навыками, а я считаю, я обладаю такими навыками, то я начинаю устраивать эмоциональные качели. То бишь ты заходишь треками, ты погружаешься целиком полностью в работу.
Как рождается ваша музыка? Например, те же хиты, которые заедают в голове: “Я не дам”, “А ты меня любишь” и так далее — как они появились?
— Начал я писать музыку, в данном своем формате, как шутку. Я этот жанр называл "мемная музыка". Объясню подробнее: я видел мем какой-то популярный на тот момент, на этот мем я пытался написать что-то музыкальное. Например, первый мой мем — это была песня "Превед, медвед". Если вы помните, там медведь вылезает из-за кустов, говорит:"Превед!". Вот это была моя первая песня. Дальше я записал хит "А ты меня любишь? Ага!". Она была рассчитана, скорее, на более юное поколение, на поколение детей. Это был по моему 2004-2005 год. Тогда практически никто не делал песенок для детей. А это самая благодарная публика. В итоге получилась такая добрая, наивная слегка, композиция. Недавно выступал на концерте, подходит молодая красавица и говорит: "А я в начальной школе только под вашу песню и зажигала!". Я сперва удивился, а после понял, что почти 20 лет с выхода песни прошло! А как будто вчера! Потом я записал "Финскую польку" — это тоже мемная вещь. Была такая финская группа "Latuma", они махали веточками и что-то пели. Вот народ это быстро и подхватил. Я быстренько это дело интерпретировал, написал свой текст, вот и взял в основу припев из оригинала, а все остальное с нуля. Я сделал проигрыш, сделал так сказать, саму песню про вкусный сладкий пирожок. Сделал такую историю про Красную Шапочку, только в финском стиле, и запустил русскую версию. На тот момент казалось, что это самый быстрый путь к успеху. Что скрывать, песня звучала из всех утюгов!
© Глеб Звезда / Фото
DJ Slon — о пути на Олимп, будущем музыки и современных трендах
Расскажите про сотрудничество с бурановскими бабушками.
— У "Бурановских бабушек" была песня Party for everybody dance, с которой они выступали на "Евровидении". Мой товарищ Андрей Хаустов обратился тогда ко мне с предложением сделать ремикс на эту композицию. И, я считаю, получилось очень круто. Моя версия песни взорвала хит-парады танцевальных радиостанций. Причем не только в России, но и за ее пределами. В 2012 году уже я представлял эту композицию на "Евровидении" в Баку. В последствии я играл ее достаточное количество раз в других странах: в Ирландии, в Германии, в Бельгии, во Франции, в Австрии, в Англии, в Америке. В общем, как сейчас говорят: " win - win". И "бабушкам" хорошо — новое дыхание для песни, да и мне приятно!
Как вы считаете, за каким музыкальным жанром будущее индустрии?
— Тут главное, как вообще изменится музыка. Мне кажется, что наука, а в особенности искусственный интеллект, шагнут далеко вперед. Уже сейчас есть программы, которые высчитывают потенциальную хитовость трека, подбирают звуки. Я думаю, скоро запустят такие программы, которые будут сами генерировать поп-композиции, основываясь на том, что "заходит" в народ. Знаю, что такие эксперименты уже вовсю ведутся. Таким образом и жанры будут размыты, и будущее нас ждет интересное. Многие думают, что это очень плохо, что это убьет творчество. Но я не соглашусь с этим. Это прогресс, с которым воевать бесполезно и глупо. А личное, скажем так, ручное творчество тоже будет, просто выбиваться будут самые уникальные.
Ваши дети пошли по вашим стопам. Вы им посоветовали или это было личным желанием?
— У меня 2 сына, и я скажу вам, что это глубоко одаренные ребята в музыкальном плане и в сфере IT. Старший сын играет на фортепиано, гениально играет с рук. Он не нотник, он играет так, как видит, почти как я в его возрасте. Он слышит произведение, он садится и его играет. Младший сын более ленив. Он не диджеит, хотя у него есть определенная чуйка, он точно понимает, чего хотят от него люди на танцполе, он делает дискотеки, и у него получается сканировать. Вот как раз, когда я говорил, это тот момент, когда ты приходишь на танцпол и ты понимаешь, кто у тебя сегодня и что тебе сегодня нужно с ними делать. Как ты должен создать настроение, чтобы они ушли довольными, чтобы ты остался довольным. Чтобы ты и они кайфанули от твоей работы. Для моих парней музыка — это определенно хобби, потому что it-сектор — это основной заработок, и мне кажется, что им не нужно мешать это. Пусть музыка так и останется хобби.
Вы работали со звездами. Легко ли с ними сработаться?
— Да, я работал со многими звездами. И российскими, и западными. Сейчас, кстати, работаю над песней с легендарным Kevin McCoy из группы Bad Boys Blue. Я скажу вам так: сработаться с любой звездой можно только при наличии полного понимания того, что вы делаете, потому что любая звезда — прежде всего это бизнес, потому что в шоу-бизнесе: шоу занимает 5%, бизнес — 95. Но если вы бизнесмен и звезда, тот, с кем вы работаете, тоже бизнесмен, вы получаете массу удовольствия, потому что у вас получается очень быстро, с первого раза буквально! Звезды — это профессионалы, и они ценят таких же профессионалов. Самый простой пример: у меня есть очень хороший приятель Илья Отстрелов — это талантливый, великолепный парень из группы "Фактор- 2". Думаю, многие знают Андрея Алексина. Это автор и исполнитель, песни которого поют Артур Пирожков, и Филипп Киркоров, да и многие другие. Это очень талантливые ребята, с которыми очень просто легко и понятно работать, но только тогда, когда вы подходите с идеей бизнеса. И эта идея бизнеса читается и понятна вам, и понятна тому человеку, той звезде, с которой вы пытаетесь или хотите что-то сделать, или отработать, или же создать какой-то материал.
У вас были разные солистки, легко ли работать с девушками? Не расстраивались ли вы, что они выходили на первый план на сцене?
— За время моего проекта под брендом DJ Slon у меня было достаточное количество солисток. Благо, работаю я под этим брендом с 2001 года. За это время я работал с пятью или шестью девушками. Не знаю, для более чем двадцати лет, это много, или мало? Трудно ли работать с ними? Скорее да, чем нет. Дело в том, что шоу и бизнес девочки видят не совсем так, как я. Момент бизнеса их интересовал в последний момент. Прежде всего момент шоу. Для них это было больше хобби. Это не значит, что они плохо пели или выступали. Просто для них это был сплошной кайф. Они выходили на сцену, если — им аплодировали, снимались на ТВ, посещали светские мероприятия. И за это им еще и платили. Но это прежде всего работа. Просто похвастаться перед друзьями-подружками, познакомиться с кем-то — это только вершина айсберга. Получалось так, что у нас были очень односторонние отношения с певицами, потому что я работал на студии, я делал все, что мог, писал девочек, а им просто приходилось выходить на сцену и петь в 90% случаях под фонограмму. Я называл это "работа мечты" для девушки, которая стояла рядом, потому что это было просто прикольно. Всё, что я хотел от них - просто опрятно и красиво выглядеть, профессионально выходить на сцену. Поэтому сложность была только в одном — оставить этого человека в долгосрочный проект и заинтересовать его в совместной работе. Но у меня приставка "диджей", к моему, так сказать, имени она давала мне широкий спектр действий, поэтому я не нуждаюсь в какой-то, наверное, певице, которая была бы со мной навсегда. И в то же время я им всем благодарен, безусловно, всех обожаю, всех своих девчонок, которые мне помогали. Все они внесли свой шарм в мои произведения.
Расскажите про самые долгие гастроли без заезда домой.
— Самые долгие гастроли обычно бывают в одно и то же время каждый год. Это так называемый новогодний чес. Начинается он в середине декабря и заканчивается в середине января. Там чуть ли не каждый день могут быть мероприятия. Причем поскольку я работаю не только как исполнитель, но и как диджей, иногда отдельно, а чаще мы устраиваем целое шоу. Мы приезжаем на программу, сначала работаем какое-то определенное количество времени своими песнями,а потом уже я со своим сетом: либо это новогодний сет, либо это сет какой-то электронной музыки, либо это же какой-то сет мейнстрима по 15 минут всего, чего можно собрать для того, чтобы просто поднять настроение такой компании, в которой и папы, и мамы, и дети, и так сказать, все потому что я считаю, что новогодние праздники — это, во-первых, корпоративный дух вот всех, а во-вторых, это все-таки более или менее семейные моменты, где нужно быть очень гибким в плане. Так что это ежегодный тур длиной в месяц.
Расскажите про самые интересные гастроли.
— Тут знаете, как в анекдоте: "вспомнить есть много чего, рассказать нечего". Была одна интересная история. Позвали меня как диджея выступить на яхте. Ну, отлично, думаю. И поработаю, и отдохну. В итоге компания, отдыхающая на яхте, составляла всего пять человек! Гости были на одной палубе, я с охранником — на другой. Поиграл немного. Вроде всем понравилось. Гости захотели поехать в клуб. Меня пригласили, но я решил остаться. И вот хозяева яхты и команда пересаживается на маленькую лодку и уплывает к берегу. Тут выясняется, что мы с охранником на открытой палубе. Вход внутрь закрыт… А мы в центре моря. Ночь, ветер, влажность… В общем задубели мы знатно. Давно я так не ждал возвращения людей из клуба.
© Глеб Звезда / Фото
DJ Slon — о пути на Олимп, будущем музыки и современных трендах
Как изменилась музыкальная индустрия за последние несколько лет? Влияют ли на нее мировые события: ковид и тому подобное?
— Можно посмотреть на тенденции в темпе у модных композиций. Если в восьмидесятых годах песни звучали с средним темпом от 120 до 240 ударов в минуту, то к девяностым-двухтысячным — он разогнался до бешеных 300 ударов в минуту! Я это связываю с приходом в культуру, в музыку запрещенных веществ. Все колосились, как в последний раз! Пошло техно, большие рейвы. Но постепенно это влияние стало уходить, рейвы начали сворачивать. И я считаю, что все стимуляторы, где алкоголь — ничего хорошего нам не несут! Так что я обеими руками за это. И теперь, посмотрите, появляются треки со скоростью меньше ста ударов! Но в целом все вернулось к старым добрым 140-160 ударов в минуту. А вот пандемию, я считаю, действительно повлиявшим фактором на музыку и на индустрию развлечений. Люди остались один на один в замкнутом пространстве. Не имели возможности встречаться, собираться компаниями. У людей появилось очень много времени для творчества. Пандемия создала из людей не просто образ музыканта, а образ визуального музыканта. Люди начали больше уходить в видео. Делали собирательный образ видеографии и музыки. Она уже объединялась в такое нечто самостоятельное. Это все величалось через соцсети. Они буквально заполыхали невиданным количеством музыки, которая отображала их данное состояние. Та энергия, которую невозможно было выплеснуть наружу, выплескивалась в квартирах. Да, там было мало энергии, было мало напора и движения. Но зато она стала более осознанной, более индивидуальной, и она отображала графическое состояние человека. Так что пандемия, как это ни странно, помогла людям раскрыться по-новому.
Сейчас многие ругают современных исполнителей, которые более раскрепощенные в своей музыке. Стали звучать темы, которые старая гвардия в своих песнях не поднимает. Как вы думаете, такой музыке есть место в России?
— Слушайте, ну вообще это дело обычное. В юном возрасте все воюют с ветряными мельницами, а потом, когда взрослеют, начинают брюзжать и не понимать молодежь. Тут вопрос прежде всего в том, что современные ребята, которые делают современную российскую музыку родились кардинально в другое время. Я родился и вырос во времена СССР. Такого доступа к информации (как хорошей, так и плохой), которое есть сейчас — в наши времена и близко не было. Во многом поэтому то, что для меня и моих сверстников — табу, для современных музыкантов — норма. У меня есть понятие совести, понятие чести, понятие слов мужского слова. Но если говорить о современной молодежи, то, что ребята творят — это, безусловно, интересно.Считаю ли я, что это долговечно? Наверное, вряд ли, потому что здесь все больше по спирали идет.То же самое, что было в Европе. Я думаю, что сегодняшняя музыка у молодых ребят будет популярна 2-3 года, потом будут приходить новые певцы, сменяя тех, кто сегодня на Олимпе. Кто-то, безусловно, останется, но их будет меньшинство. Это лично мое мнение. В современной России, скорее всего, никто не может ничего запретить, потому что люди поют в открытом медиапространстве, если они выражают какие-то вещи, которые противоречат Конституции или закону, конечно, это нехорошо. А если поют про вечную любовь или про отношения, но почему нет.
Поделитесь творческими планами на ближайший год. Когда ждать новых хитов, шоу?
— В этом году я, скорее всего, допишу пару новых треков. Пока пишу исключительно по настроению. Договорились сделать новую версию легендарной песни "В хоккей играют настоящие мужчины". Причем по этому треку окончательно договорились буквально за неделю, до того, как от нас ушел один из его авторов, великий Николай Николаевич Добронравов. Запишу совместную песню с Kevin McCoy (ex Bad Boys Blue). Вообще, готовлю новую программу. Я стараюсь занять нишу, в которой работают немногие музыканты. Так вот, лично по моим сегодняшним наблюдениям, сейчас мне бы хотелось создать что-то такое достаточно милое, приятное. Вы услышите: это будут песни про любовь, про вечную любовь. А в следующем году исполняется 20 лет моей творческой деятельности, и я планирую выпуск нового альбома и большой гастрольный тур по России, ближнему и дальнему зарубежью.
Когда вы наедине с собой, какую музыку любите слушать?
— Я очень всеяден в плане музыки. Музыка — моя жизнь. Наедине с собой я чаще всего остаюсь либо в самолете (в котором практически живу), либо на прогулке (я стараюсь гулять по 10-12 км в день). Конечно, многое зависит от настроения в данный конкретный момент. Но вообще, я слушаю музыку, которая многогранна, слушаю сложную музыку, музыку, которая меня удивляет. Классику слушаю редко. Переслушал, видимо. Я имею ввиду, например, классику рока. Просто, когда я слушаю тоже Pink Floyd, я не нахожу в своем возрасте чего-то нового, что меня восхищало в 20 лет. Люблю послушать смесь электроники с джазом. Меня всегда цепляет что-то, что не так просто написать, а еще сложнее сыграть. Я считаю, что музыка не должна отвлекать. Она должна давать возможность насладиться, подумать и кайфануть.
Нравится Ханс Циммерман — человек, который написал кучу композиций, самое известное, наверное, "Пираты Карибского моря" — это музыка до мурашек! Хорошая музыка должна создавать некие процессы, которые внутри тебя побуждают тебя к чему-то, побуждают творить самому. То есть ты слушаешь и ты понимаешь, насколько это круто сделано, ты восхищаешься этим. Когда человек восхищается, у него есть элемент благодарности. Еще люблю Melodic House. Эта музыка такая достаточно монотонно интересная. От любимой электроники я все равно никуда!
Новости партнеров